История Стрит-арта

Уличное искусство зародилось с появлением человека разумного. Первой формой творчества были наскальные рисунки. Затем, в Древнем Риме/Египте/Греции появились знаки, которые соединялись в слова, превращающиеся в древние настенные надписи. Их смысл имел различный подтекст: признания в любви, высказывания на политические темы, знаки обозначения или просто рисунки.


Следующим весомым упоминанием стрит-арта считается надпись «Kilroy was here», распространяемая во время Второй Мировой войны.



Kilroy по предположению работал на заводе по изготовлению бомб в Детройте. Первоначально он разместил данное послание на ящиках - упаковке для снарядов, позже надпись дополнили рисунком и начали распространять среди солдат. Остатки этих изображений позднее были найдены на стенах, устоявших во время бомбардировок.


Стоит отметить, что стрит-арт развивается из граффити, и начало их историй похожи. В 1950-х-1960-х на улицах появляются новые подписи: CornBread, Cool Erl и Top Cat, уже они выглядят как привычные нам теги (подписи на улицах).


Taki 183 был первым граффитчиком, получившим общественное признание. Он работал курьером, и во время своих перемещений по городу писал никнейм на различных поверхностях. Его тег состоял из настоящего имени Таки и номера улицы, на которой он проживал - 183. Летом 1971 года в газете “Нью-Йорк Таймс” вышла статья, в которой молодой человек стал первым жителем Нью-Йорка, который прославился тем, что рисовал граффити.


Нью-Йорк стал родоначальником культуры как граффити, так и стрит-арта. Особое распространение стрит-арт получил в бедных районах Латинской Америки, где художники стали рисовать на фасадах домов (современное понятие “мурал”).


Также в 70х годах ХХ века появляются такие уличные художники как Ли Киньонес и Жан-Мишель Баскиа. Киньонес становится первым художником стрит-арта, который разрисовывает вагоны метро родного Нью Йорка.



В то время художники так плотно взялись за метро, что все вагоны были жутко расписаны. Вечная грязь и ассоциация людей «метро - для нищих» порядком достали полицию, и с граффити началась борьба.




Поиск новых видов творчества, мест для самореализации открывает новую нишу - выставки. Граффити художники попадают на первую в историю мира выставку стрит-арта в начале 1980-х. Не менее известный Баскиа начинает отдаляться от хулиганского рисования и вскоре примыкает к неоэкспрессионизму.



С развитием уличному искусству подобно рекламным компаниям, стали характерны дерзость и вызывающий характер. Переломным моментом можно назвать середину 1990-х, когда часть уличных художников отказалось от стандартного граффити и стало использовать трафареты, наклейки, постеры, огнетушители с краской и тд. Иногда устраивались инсталляции. В 90-ые уличный художник Blek le Rat увозит идею граффити в Париж, где начинает использовать трафарет, ставший со временем неотъемлемой часть стрит-арта.


Это время стало для стрит-арта временем нового поколения художников - Бэнкси, Шепарда Фейри, Ces53, Space Invader, 108, Ash и др.



Наверное самый яркий представитель нынешнего стрит-арта - Бэнкси. Тайна его личности не разгадана до сих пор, никто не знает кто скрывается за этим псевдонимом. Бэнкси стал популярен своими трафаретными рисунками на политические и остросоциальные проблемы. Высмеивая массовую культуру. Бэнкси говорит:


«Граффити — это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего».




Процесс зарождения и развития стрит-арта в России.



В России стрит-арт становится популярен только во времена перестройки. С 1985 года появляется мода на рэп и хип-хоп; на все, что касается западной культуры и западных ценностей. Стрит-арт как и граффити привезли из Прибалтики (г.Рига) в Калининград в виде своеобразных танцевальных фестивалей, больше походивших на концерты. Эти молодежные шоу чаще всего сопровождались декорациями в стиле граффити. Также люди «по крупицам из привезенных счастливцами западных журналов, фильмов и музыкальной продукции» собирали информацию о западной культуре, так как широкого доступа к ней не было. После распада СССР в Россию хлынула западная культура: появились танцевальные школы хип-хопа, молодёжь стала слушать рэп, стали проводиться тематические фестивали.


Первые рэперы и брейкеры стали первыми граффитчиками. Они оформляли площадки для выступлений. Крыс, Баскет и Макс-Навигатор стали первыми представителями граффити в России.




Большую роль в зарождении стрит-арта в ХХ веке сыграли 2 фактора:


Первый фактор - это расслоение общества. Люди стали отдаляться друг от друга. Эксплуатация рабочей силы стала расти. Всё острее чувствовались границы между бедным и богатым классами. Люди выходили со своими переживаниями на улицы и транслировали их путём нанесения надписей и рисунков.


Второй фактор - это важность самовыражения. Люди стремятся показать себя и свои проблемы. Уличные художники противопоставляют свое живое «я» строгим улицам городов, серым бульварам четко распланированных районов. Они показывают свое «право на город».

Уличные художники видят в простых предметах позыв к действию, изменению реальности. Для них окружающее нас пространство - стимул работать и творить, создавать что-то новое и необычное!